В погоне за Белым Кроликом.

отвлеклась называется

Максимов С.Г.


«ГОЛЫМБА» - Эпическое сказание о мировой круговерти.


Сохранились еще на Руси песни древние, сердечные, помогающие нам понять свои корни, себя в этом мире, стать хозяином судьбы своей. Ибо, кто понимает прошлое, у того есть основа для будущего.
Обратимся к мудрости предков наших и рассмотрим одну песню старинную, которую сохранили для нас с древних времен казаки-некрасовцы. В песенном сказании этом представлены мифологические воззрения народа о возникновении и развитии всего мира, человека, общества, отношений между людьми...


Голымба.

Ой, Голымба ты, голымбушка моя, / 1 раз/
(далее каждая строчка повторяется по 2 раза)
У Голымбы ни кола и не двора,
У Голымбы только горенка одна,
У Голымбы столбы точенные,
Как у ночи поволоченные,
Середи двора бел-горюч камень лежит,
Из-под камушка быстра речушка бежит,
А по речушке суденышко плывет,
А в суденышке немножечко людей,
Того-сего только семь человек,
А восьмой-то атаманушка,
А девятый есаулушка,
А десятый - разудалый молодец,
Он по суденцу похаживает,
Калену стрелу налаживает,
Хочет-хочет серу утицу бить,
У ворот девка стояла с молодцом,
Красавица говорила с удальцом,
Перестань, друг, во компаньицу ходить,
Перестань, друг, пусты речи говорить,
Все пустые, невольные словеса,
Доставалася старому красота,
А старой муж недогадливый был,
Он не хаживал на улицу гулять,
И меня младу не пущивал,
А как пустит, все вослед за мной идет.
Ой, Голымба ты, голымбушка моя. /1раз/


Попытаемся прояснить символику этого произведения с точки зрения традиционной культуры.
Кто и что есть «Голымба»?
Так получается, что слово это совмещает в себе различные, на первый взгляд, даже противоречивые значения. С одной стороны: голый, голодный, обездоленный, бездомный, гонимый. С другой стороны: великий, сильный, определяющий (голем, голова, амбал, амба), чистый, истинный (голимая правда), подвижный (голь перекатная).1,2,3
Это может быть и молодец-удалец, который еще не успел обзавестись своим хозяйством, и считается голым, но он же является опорой для продолжения рода и мира.
Интересно слово «глыба», очень сходного с «голымбой» и по звучанию и, очевидно, по значению (слова с происхождением от единого праславянского языка-основы4).
Итак, глыба - что-то большое, крепкое (глыба-человечище) и одновременно осколок от чего-то цельного.1
Приступим к последовательному рассмотрению текста песни.
Изначально не было ничего, кроме самого Голымбы (духовная основа мира, разлитая сила). - «У Голымбы ни кола, ни двора».
Есть «горенка» - возможность для горение - воспламенения духа, направления силы и когда произошло возгорание («большой взрыв»?), началось движение духа и силы в сторону появления материальной - телесной жизни.
«У Голымбы столбы точенные, как у ночи поволоченные» - в этой метафоре можно увидеть зарождение противоположностей: дневного, ясно очерченного, твердого, мужского (столбы точеные) и ночного, разлитого, затемненного, женского (у ночи поволоченные).
Из противоположностей появляется материальный мир - Двор. Посреди Мира - Бел-Горюч Камень (Алатырь-камень, Кип-камень), - олицетворение Солнца и стихии Огня, дающих тепло и энергию для этого мира. «Под тем камнем сокрыта сила могучая, и силы той конца нет» (А. Афанасьев)5. Кстати, двор с камнем посредине - древний земледельческий символ плодородия6.
Из соединения мужского и женского, при наличии силы, появляется Жизнь - «речушка». Прилагательное «быстра» указывает на то, что движение - непременное условие

 

жизни, а жизнь молодая быстро бежит.
Вспомним Стих о Голубиной книге:
Белый латырь-камень всем камням отец.
Почему же ен всем камням отец?
- С-под камешка, с-под белого латыря
Протекли реки, реки быстрыя
По всей земле, по всей вселенной,
Всему миру на исцеление,
Всему миру на пропитание.


Не зря едины корни у слов «Речь» и «Речушка». Появление слов и речи ведет к развитию мышления, к осознанию явлений и предметов окружающего мира, к выделению себя из природы, к возникновению общения и общества7,8.
«А по речушке суденышко плывет». Суденышко - то, из чего люди вышли: может быть это Мать-Земля, по некоторым преданиям - Рыба огромная, ладья, служащая для перевоза из одного мира в другой, люлька, колыбель, зыбка.
«А в суденышке немножечко людей,... семь человек». Изначально людей было немного, столько, сколько надобно для сохранения равновесия в общине и природе. Семь - число важное для многих народов, число разумного устроения Вселенной, (семь дней в неделе, семь пядей во лбу, семь дней творения мира богом, семь частей света...), основа для дальнейшего роста (усемерять - множить, увеличивать, семь раз я - семья).
Семь зимних месяцев природа собирается с силами, а с приходом весны проявляет свою силу.
Восемь - символ бесконечности, одновременно восьмера - ось мира, место перехода в другое мироустроение9, в другое качество.
Далее людей становится все больше, общество усложняется, появляются начальнички: атаман, есаул (признаки государственности).
И, наконец, десятый - разудалый молодец, одна из ипостасей Голымбы. Десять - соединяет единое и ноль, т.е. единичное и множественное, отражает всю полноту мира. Деус - отец - управитель, потенция воплощенная, прошедшая полный цикл развития9.
Итак, молодец готовит свою «калену стрелу» для близкого знакомства с «серой утицей» (обозначение девушки, женская сущность, могущая перенести человека через моря в другой мир и стоящая вестницей на границе миров: «Тут утица крякнула, берега звякнули, море всколыхнулось, лезет Чудо-юдо морское..». (А. Афанасьев).
Очевидно, близкое знакомство состоялось, и перенеслись они в другой мир - мир земной. «У ворот (в другую семейную жизнь - авт.) девка стояла с молодцом». А далее платой требует красавица у удальца, чтобы отказался он от своей прежней жизни, от компании, мол, до этого все пустое было (холостое). И действительно, для жизни семейной, для продолжения рода, надобно от многого прежнего привычного отказаться.
Но, хотя и обретается в семье цельность, но мужчине надобно и во внешнем мире работать, творить, своих защищать...
Может быть поэтому (в бытовом человеческом значении) оказывается красота у старого - умного, который как раз дома сидеть и любит. В жизненном смысле - это обозначение неотвратимого старения каждого человека, каждого общества, замыкание цикла развития.
Хотя лингвистически слово «старый» может обозначать и «крепкий, важный, большой».10 Еще одна неоднозначность нашего мира.
А Красота (символ девушки, девичья коса, женская основа для возобновления мира) снова ищет Голымбу. Круг жизни замыкается: от рождения через юность к зрелости и старости, и опять к зарождению. Так живет человек, так движется общество и весь мир.
И песню можно снова начинать, ибо пропев последнюю строчку, мы заодно пропели и первую.
Сам строй песни напоминает небольшую речку вначале (детство), с перекатом-преградой (строки про бел-горюч камень, требующие особого навыка при пении - обозначение юности с инициацией - посвящением во взрослые) и с последующим свободным течением реки (зрелость).
Очень интересно присмотреться к плясу под эту песню (исполняет фольклорный театр «Перекресток»). Мужчины и женщины чередуются, взявшись за руки. Ручеек хоровода движется то в одну, то в другую сторону, сплетаясь в круг, расплетаясь, свивается в спираль, просачивается сквозь собственное течение, то вверх взымает, то ниже стелется. И все это в такт песне, в такт смысла, т.е. хороводный танец также несет сообщение, усиливая действие песни.
Обратим также внимание на то, что в ткани песни переплетаются несколько тем - нитей - окружностей, образуя вкупе шар - совершенную форму накопления смысла и энергии. И силу эту мы чувствуем, когда в песне живем. Эти темы:
развитие мира, человека, общества;
соотношения рождения и смерти, молодости и старости;
соотношение мужского и женского;
соотношение духовного и материального;
связь четырех первоэлементов, из которых состоит все сущее: воздух (дух), огонь (солнце), вода (река), земля;
перетекание шутейности и трагичности, бытового и эпического;
чья-то любовная история с перепитиями и т. д.
Конечно, не вся глубина Сказания выявлена, но то, что открылось, позволяет судить о мудрости предков наших. В столь кратком объеме столь много смысла трудно где еще на стороне сыскать.


Максимов С.Г.
Врач - психиатр, «Этнопсихология»
г. Миасс, Челябинской обл. Россия

 

Назвается - решила текст поискать к песне Шести мёртвых болгар "Голымба" )))

 



@музыка: Ой, Голымба ты, голымбушка моя

@темы: что-то такое